Нарубили дров
Как сообщил на совещании в региональном правительстве, посвященном ситуации в ЛПК, прокурор Кировской области Сергей Берижицкий, в пересчете на кубометр заготовленного леса бюджет получает около 92 рублей. Это на треть меньше, чем в Вологодской области, и в пять раз меньше, чем в Республике Коми. Потери областного бюджета ежегодно исчисляются сотнями миллионов рублей.
— Лесной потенциал остается нереализованным, — считает прокурор области, — в силу ярко выраженного теневого характера отрасли и незаконного использования лесных ресурсов. Этому способствует отсутствие реального контроля и явная коррупционная заинтересованность со стороны отдельных чиновников.
По данным прокуратуры, из-за отсутствия надлежащего лесоустройства в регионе нет реальной информации о количестве и качестве лесных ресурсов. Например, на кадастровый учет поставлено не более половины площадей лесов. Зачастую лесозаготовители выходят далеко за предусмотренную договором аренды площадь. К примеру, в Даровском районе арендная плата, поступившая от восьми бизнесменов, составила 6 млн рублей, а причиненный ими в результате «нечаянных» рубок ущерб в 10 раз больше.
По данным УФНС по Кировской области, хотя в лесном бизнесе задействовано более трех тысяч субъектов разной формы собственности, доля ЛПК от общей суммы налогов в бюджет не превышает 2,5%, что несоизмеримо с объемами лесозаготовок. Мало того, предприятия ЛПК еще и изымают деньги из бюджета. Треть заявленного к возмещению НДС приходится на лесную отрасль. И «аппетиты» растут: сумма отказанного к возмещению НДС за четыре последних года выросла в 10 раз.
По словам зампредседателя правительства области Георгия Мачехина, ситуацию в вятском лесу осложняет то, что на каждого лесничего приходится около 24 тысяч га. Это гораздо больше, чем у соседей. Так, в Башкортостане в ведении одного лесничего 6 тыс. га, в Татарстане — 2 тыс. В результате за прошлый год было выявлено 6 тыс. нарушений лесного законодательства и 348 случаев незаконных рубок. Проблемой является и большое количество — 80% — малых предприятий в отрасли, которые слабо поддаются контролю. Они, как правило, работают на УСН, применяют «серые» схемы, зарплаты платят в конвертах, скрывают истинные объемы перерабатываемого сырья и полученные доходы.
Выходом из ситуации власти видят систему легализации на основе учета оборота и контроля. Недавно внесенные в Лесной кодекс изменения предполагают создание на основе маркировки единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней. Она позволит проследить весь путь от заготовки до переработки.
[hide]«Российская Бизнес-газета» №940 (11)[/hide]